Урок 45. Сложные предложения с what, where, how, who и др.: I know what happened – Я знаю, что случилось

Сложные предложения с what, where, how, who

На предыдущих уроках вы уже познакомились с несколькими видами сложных предложений. На этом уроке мы разберем предложение с придаточным-дополнением, то есть придаточным, представляющим собой развернутое дополнение.

Содержание:

  • Повторение: I know that you like jazz.
  • I know why you are happy – Я знаю, почему вы счастливы.
  • Порядок слов в сложных предложениях с what, where, when, why, who и т. д.
  • Союз + инфинитив в роли дополнения.
  • Упражнения.

Повторение: I know that you like jazz

Начнем с повторения. На уроке 27 мы уже разбирали предложение с придаточным-дополнением, присоединяемым с помощью союза that – что:

I know that you like jazz. – Я знаю, что вам нравится джаз.

Alan said that Jane worked with him. – Алан сказал, что Джейн работала с ним.

Напомню, такой вид придаточного называется придаточное-дополнение, потому что представляет собой развернутый вариант дополнения, присоединенный союзом.

Сравните:

  • Здесь дополнение выражено словом “something”:

I know something. – Я знаю что-то.

  • Здесь дополнение выражено придаточным предложением. Союз that тоже входит в придаточное предложение:

I know that you like roses. – Я знаю, что вам нравятся розы.

Союз that можно опустить без потери смысла:

I know you like roses. – Я знаю, вам нравятся розы.

Если вы плохо помните эту тему, я рекомендую вернуться к уроку 27, перепройти его и только тогда вернуться к этому уроку.

I know what happened – Я знаю, что случилось

Придаточное-дополнение может присоединяться не только союзом that, но и другими словами.

Помните, мы разбирали вопросы с такими вопросительными словами, как what, where, when, why, who, how? Эти вопросительные слова можно использовать в качестве союзов. Принцип – тот же, что и в предложениях типа “I know that you like jazz”, разница лишь в том, что эти союзы нельзя опускать в речи, как союз that, без них теряется смысл предложения.

Примеры предложений:

I know what happened. – Я знаю, что случилось.

I know why you are happy. – Я понимаю, почему вы счастливы.

Как видите, слова what, why нельзя убрать без потери смысла.

Принцип согласования времен действует так же, как и в предложениях с that. Опять же, если вы не помните, что такое согласование времен, вернитесь к уроку 27, прочитайте его и вернитесь к этому уроку.

I said how many tickets you would need (а не “you will need”). – Я сказал, сколько вам понадобится билетов.

I said how happy I was (а не “I am”) – Я сказал, как я был счастлив.

Вас может смутить, что союзы that и what переводятся как “что” в разных предложениях, таких как:

I know that you like jazz. – Я знаю, что вам нравится джаз.

I know what you like. – Я знаю, что вам нравится.

Почему одному русскому слову соответствуют два английских? Потому что в примерах выше русский союз “что” использован в двух разных значениях. В первом случае “что” и “that” – это соединительные союзы, которые можно убрать без потери смысла:

I know (that) you like jazz. – Я знаю, (что) вам нравится джаз.

Во втором случае, “что” можно заменить на “что именно”, слово “what” нельзя убрать без потери смысла – оно является членом придаточного предложения.

I know what you like. – Я знаю, что (именно) вам нравится.

Некоторое затруднение в сложных предложениях вызвать порядок слов.

Порядок слов в сложных предложениях с what, where, when, why, who и т. д.

Не путайте придаточное с союзами типа where, why и вопросы с местоимениями where, why. В вопросах используется обратный порядок слов и вспомогательные глаголы:

Where did you friend live? – Где жил твой друг?

Why are you angry? – Почему ты сердишься?

Придаточное же предложение в составе сложного строится, как утвердительное:

I know where your friend lived. – Я знаю, где жил твой друг.

I understand why you are angry. – Я понимаю, почему ты сердишься.

Придаточное строится как утвердительное, даже если все предложение стоит в вопросительной форме. В “вопросительный порядок” перестраивается только главная часть, в придаточном сохраняется порядок слов утвердительного предложения:

Do you know where your friend lived? – Ты знаешь, где жил твой друг?

Do you understand why I am angry? – Ты понимаешь, почему я сержусь?

Частая ошибка – использоваться “вопросительный” порядок слов в придаточном предложении.

  • Правильно: I know where your friend lived. Do you know where your friend lived?
  • Неправильно: I know where did you friend live. Do you know where did your friend live?

Ошибка возникает из-за того, что слова вроде where, why, what ассоциируется с вопросами и соответствующим порядком слов. Здесь же эти слова используются как союзы, а не для построения вопросов, поэтому “вопросительный” порядок слов не нужен.

Приведу примеры с разными союзами.

  • What – что, какой

I know what you did last summer. – Я знал, что вы сделали прошлым летом.

Do you know what they did last summer? – Ты знаешь, что они сделали прошлым летом?

  • Who – кто

I know who will help you. – Я знаю, кто вам поможет.

Do you understand who you were talking to? – Ты понимаешь, с кем ты разговаривал?

  • Where – где

I heard where the music came from. – Я слышал откуда доносилась музыка.

How do you know where I live? – Откуда вы знаете, где я живу?

  • Why – почему

I understand why you don’t want to go to the party. – Я понимаю, почему ты не хочешь идти на вечеринку.

Do you understand why cats wake people up in the morning? – Вы понимаете, почему кошки будят людей по утрам?

  • When – когда, в какое время, what time – когда, во сколько

Обратите внимание, в данном случае союз when используется в значении “когда (именно)”, “в какое время”.

I know when you come back from work. – Я знаю, когда (именно) ты возвращаешься с работы

Do you know what time the game started? – Вы знаете, во сколько началась игра?

В предложениях с придаточным времени, которые мы разбирали на уроке 28, союз when  используется в значении “когда”, “в то время, как”:

You were still sleeping when I came home. – Вы еще спали, когда (в то время, как) я пришел домой.

  • Whose – чей

I don’t know whose car it is. – Я не знаю, чья это машина.

Do you know whose dog is walking behind our house? – Ты знаешь, чья собака гуляет за нашим домом?

  • Which – какой, который из нескольких

Tell me which dog is ours. – Скажи мне, какая (которая из нескольких) собака наша.

Do you see which flower is the smallest? – Ты видишь, какой цветок самый маленький?

  • How – как

I know how you and Tom met. – Я знаю, как вы с Томом познакомились.

Do you know how that machine works? – Ты знаешь, как работает эта машина?

Союз + инфинитив в роли дополнения

Со словами how, what и др. возможна конструкция “Подлежащее + глагол + дополнение”, в которой дополнение выражено целой группой слов, начинающейся с how, (what, where и т. д.) + to verb.

Подлежащее Глагол Дополнение
I
Я
know
знаю,
how to train a cat.
как дрессировать кота.
My friend
Мой друг
doesn’t remember
не помнит,
when we met.
когда мы познакомились.

Предложения, построенные по этой схеме, похожи на сложные, но по сути сложными не являются, потому что включают только одну пару подлежащего и сказуемого, в данных случаях выраженного глаголом.

Приведу еще несколько примеров:

I don’t know how to explain. – Я не знаю, как объяснить.

Do you know what to look for? – Ты знаешь, что искать?

Just tell me when to push the button. – Просто скажи мне, когда нажать на кнопку.

Упражнения

Выберите правильный вариант ответа.


Сергей Ним

Меня зовут Сергей Ним, я автор сайта об английском языке langformula.ru. Друзья! Если вам нравится сайт, не забывайте ставить лайки🐶 и делать репосты👍 (thanks a lot).

А если хотите узнавать о новых материалах, подпишитесь на новости, в подарок вы получите "Словарь 3000"!