Урок 45. Сложные предложения с what, where, how, who и др.: I know what happened – Я знаю, что случилось

Сложные предложения с what, where, how, who

На предыдущих уроках вы уже познакомились с несколькими видами сложных предложений. На этом уроке мы разберем предложение с придаточным-дополнением, то есть придаточным, представляющим собой развернутое дополнение.

Содержание:

  • Повторение: I know that you like jazz.
  • I know why you are happy – Я знаю, почему вы счастливы.
  • Порядок слов в сложных предложениях с what, where, when, why, who и т. д.
  • Союз + инфинитив в роли дополнения.
  • Упражнения.

Повторение: I know that you like jazz

Начнем с повторения. На уроке 27 мы уже разбирали предложение с придаточным-дополнением, присоединяемым с помощью союза that – что:

I know that you like jazz. – Я знаю, что вам нравится джаз.

Alan said that Jane worked with him. – Алан сказал, что Джейн работала с ним.

Напомню, такой вид придаточного называется придаточным-дополнением, потому что представляет собой развернутый вариант дополнения, присоединенный союзом.

Сравните:

  • Здесь дополнение выражено словом “something”:

I know something. – Я знаю что-то.

  • Здесь дополнение выражено придаточным предложением. Союз that тоже входит в придаточное предложение:

I know that you like roses. – Я знаю, что вам нравятся розы.

Союз that можно опустить без потери смысла:

I know you like roses. – Я знаю, вам нравятся розы.

Если вы плохо помните эту тему, я рекомендую вернуться к уроку 27, перепройти его и только тогда вернуться к этому уроку.

I know what happened – Я знаю, что случилось

Придаточное-дополнение может присоединяться не только союзом that, но и другими словами.

Помните, мы разбирали вопросы с такими вопросительными словами, как what, where, when, why, who, how? Эти вопросительные слова можно использовать в качестве союзов. Принцип – тот же, что и в предложениях типа “I know that you like jazz”, разница лишь в том, что эти союзы нельзя опускать в речи, как союз that, без них теряется смысл предложения.

Примеры предложений:

I know what happened. – Я знаю, что случилось.

I understand why you are happy. – Я понимаю, почему вы счастливы.

Как видите, слова what, why нельзя убрать без потери смысла.

Принцип согласования времен действует так же, как и в предложениях с that. Опять же, если вы не помните, что такое согласование времен, вернитесь к уроку 27, прочитайте его и вернитесь к этому уроку.

I said how many tickets you would need (а не “you will need”). – Я сказал, сколько вам понадобится билетов.

I said how happy I was (а не “I am”) – Я сказал, как я был счастлив.

Вас может смутить, что союзы that и what переводятся как “что” в разных предложениях, таких как:

I know that you like jazz. – Я знаю, что вам нравится джаз.

I know what you like. – Я знаю, что вам нравится.

Почему одному русскому слову соответствуют два английских? Потому что в примерах выше русский союз “что” использован в двух разных значениях. В первом случае “что” и “that” – это соединительные союзы, которые можно убрать без потери смысла:

I know (that) you like jazz. – Я знаю, (что) вам нравится джаз.

Во втором случае, “что” можно заменить на “что именно”, слово “what” нельзя убрать без потери смысла – оно является членом придаточного предложения.

I know what you like. – Я знаю, что (именно) вам нравится.

Некоторое затруднение в сложных предложениях может вызвать порядок слов.

Порядок слов в сложных предложениях с what, where, when, why, who и т. д.

Не путайте придаточное с союзами типа where, why и вопросы с местоимениями where, why. В вопросах используется обратный порядок слов и вспомогательные глаголы:

Where did you friend live? – Где жил твой друг?

Why are you angry? – Почему ты сердишься?

Придаточное же предложение в составе сложного строится, как утвердительное:

I know where your friend lived. – Я знаю, где жил твой друг.

I understand why you are angry. – Я понимаю, почему ты сердишься.

Придаточное строится как утвердительное, даже если все предложение стоит в вопросительной форме. В “вопросительный порядок” перестраивается только главная часть, в придаточном сохраняется порядок слов утвердительного предложения:

Do you know where your friend lived? – Ты знаешь, где жил твой друг?

Do you understand why I am angry? – Ты понимаешь, почему я сержусь?

Частая ошибка – использоваться “вопросительный” порядок слов в придаточном предложении.

  • Правильно: I know where your friend lived. Do you know where your friend lived?
  • Неправильно: I know where did your friend live. Do you know where did your friend live?

Ошибка возникает из-за того, что слова вроде where, why, what ассоциируется с вопросами и соответствующим порядком слов. Здесь же эти слова используются как союзы, а не для построения вопросов, поэтому “вопросительный” порядок слов не нужен.

Приведу примеры с разными союзами.

  • What – что, какой

I know what you did last summer. – Я знаю, что вы сделали прошлым летом.

Do you know what they did last summer? – Ты знаешь, что они сделали прошлым летом?

  • Who – кто

I know who will help you. – Я знаю, кто вам поможет.

Do you understand who you were talking to? – Ты понимаешь, с кем ты разговаривал?

  • Where – где

I heard where the music came from. – Я слышал откуда доносилась музыка.

How do you know where I live? – Откуда вы знаете, где я живу?

  • Why – почему

I understand why you don’t want to go to the party. – Я понимаю, почему ты не хочешь идти на вечеринку.

Do you understand why cats wake people up in the morning? – Вы понимаете, почему кошки будят людей по утрам?

  • When – когда, в какое время, what time – когда, во сколько

Обратите внимание, в данном случае союз when используется в значении “когда (именно)”, “в какое время”.

I know when you come back from work. – Я знаю, когда (именно) ты возвращаешься с работы

Do you know what time the game started? – Вы знаете, во сколько началась игра?

В предложениях с придаточным времени, которые мы разбирали на уроке 28, союз when  используется в значении “когда”, “в то время, как”:

You were still sleeping when I came home. – Вы еще спали, когда (в то время, как) я пришел домой.

  • Whose – чей

I don’t know whose car it is. – Я не знаю, чья это машина.

Do you know whose dog is walking behind our house? – Ты знаешь, чья собака гуляет за нашим домом?

  • Which – какой, который из нескольких

Tell me which dog is ours. – Скажи мне, какая (которая из нескольких) собака наша.

Do you see which flower is the smallest? – Ты видишь, какой цветок самый маленький?

  • How – как

I know how you and Tom met. – Я знаю, как вы с Томом познакомились.

Do you know how that machine works? – Ты знаешь, как работает эта машина?

Союз + инфинитив в роли дополнения

Со словами how, what и др. возможна конструкция “Подлежащее + глагол + дополнение”, в которой дополнение выражено целой группой слов, начинающейся с how (what, where и т. д.) + to verb.

Подлежащее Глагол Дополнение
I
Я
know
знаю,
how to train a cat.
как дрессировать кота.

Предложения, построенные по этой схеме, похожи на сложные, но по сути сложными не являются, потому что включают только одну пару подлежащего и сказуемого, в данных случаях выраженного глаголом.

Приведу еще несколько примеров:

I don’t know how to explain. – Я не знаю, как объяснить.

Do you know what to look for? – Ты знаешь, что искать?

Just tell me when to push the button. – Просто скажи мне, когда нажать на кнопку.

Упражнения

Выберите правильный вариант ответа.




Сергей Ним

Меня зовут Сергей Ним, я автор сайта об английском языке langformula.ru. Если вам нравится сайт, не стесняйтесь делать репосты👍 (thanks a lot).

Друзья! Сейчас я не занимаюсь репетиторством, но если вам нужен учитель, я рекомендую этот чудесный сайт - там есть учителя носители (и не носители) языка👅 на все случаи жизни и на любой карман 🙂 Я сам прошел более 50 уроков с учителями, которых там нашел!