Как учить английские слова по карточкам

как учить слова

«Как учить английские слова?» — этим вопросом часто задаются начинающие, ведь изучение языка на начальном этапе — это процентов на 70 пополнение словарного запаса, процентов на 20 изучение грамматики и только процентов на 10 — чтение и слушание.

Я имею ввиду этап, когда ваш словарный запас еще недостаточен даже для чтения простых текстов. Этот этап я считаю самым трудным — потом становится только легче. Позже учить слова становится уже не так актуально: набрав некоторый минимум слов и освоив азы грамматики, словарный запас лучше пополнять, читая и слушая интересные вам материалы на английском языке: новости, художественную литературу, фильмы, сериалы — выбор огромный!

Однако, на начальном этапе заучивание слов — та еще проблема, справиться с ней отлично помогают обычные двухсторонние карточки. Когда я только начал учить английский язык, у меня не было компьютера, гаджетов, интернета, и я учил слова с помощью картонных карточек — они очень помогли заложить фундамент словарного запаса. Ниже я привожу отрывок из моей книги «Как выучить английский язык», в котором делюсь своим подходом к заучиванию слов с помощью карточек.

Замечу, этот подход можно использовать не только с картонными карточками, но и с некоторыми flashcard-программами для заучивания слов, вроде Quizlet.


 

Итак, перед вами список из 30 слов — существительных на тему «Природа». Не стоит заучивать его с листа. Гораздо эффективнее воспользоваться карточками. Заучивание слов с помощью карточек — не новый способ, он зарекомендовал себя как удобный и эффективный, многие обучающие компьютерные программы по изучению языков применяют его в том или ином виде.

Есть разные способы работы с карточками, я предлагаю самый, на мой взгляд, простой и при этом эффективный. Разберу его на примере обычных карточек из картона, об электронных карточках (специальных обучающих программах) мы поговорим чуть позже.

Обычно слова учат в две стадии: сначала учат в направлении с английского на русский, потом наоборот. Я тоже сначала так делал, но методом проб и ошибок пришел к тому, что этого недостаточно.

Итак, по карточкам слова заучиваются в четыре стадии:

  1. Запоминание;
  2. Повторение (английский — русский);
  3. Повторение (русский — английский);
  4. Закрепление.

1. Запоминание слов

Возьмите тридцать картонных карточек размером с кредитку или любого удобного для вас формата, запишите на одной стороне английское слово, на другой русский перевод. По возможности пишите не отдельные слова, а слова с минимальным (одно-два слова) контекстом.

Вынимайте карточки по одной из колоды, запоминайте слово и перевод. Проговаривайте, если так удобнее, придумывайте коротенькие истории с участием этих слов, связывайте их ассоциациями. Запомните карточки в обе стороны, с русского на английский и обратно. На этом этапе не нужно стремиться запомнить слова капитально, навсегда, мы только должны насадить слова на «крючок». Нужно, чтобы они немного отложились в памяти, а основная работа будет проделана на этапах повторения и закрепления.

Многие, заучивая слова, ограничиваются только таким запоминанием, считая, что «выучили» материал. На самом деле основная работа — это повторение и закрепление.

2. Повторение (английский — русский)

Перетасуйте колоду, достаньте одну карточку английской стороной вверх. «Tree». Вспоминаем, не подглядываем. В мозгу всплывает картинка, которую вы рисовали в воображении на стадии заучивания: tree… три… трии… три дерева с опавшей листвой на фоне заката. Вспомнили — дерево! Откладываем карточку в стопку «Выученное». Если не вспомнили — в «Невыученное». Но перед тем как отложить, подсмотрите значение. Подсмотрели? Наверняка на языке вертелось?

Прогоняем так всю колоду, смотрим английские слова, силимся припомнить русские. В итоге у нас две кучки карточек: выученные и не очень. Может быть и одна кучка, но это в лучшем случае. Или наоборот в худшем.

Берем стопку невыученных карточек и прогоняем заново.

Повторяем до тех пор, пока не останется одна колода карт — выученных. Теперь, увидев слово «tree», вы будете узнавать в нем «дерево», но не факт, что в «дереве» узнаете «tree».

3. Повторение (русский — английский)

Знать слово в англо-русском направлении и в русско-английском — далеко не одно и то же. Вы с легкостью убедитесь в этом, проработав карточки с русского на английский. Нам нужно отработать навык узнавания слов в обоих направлениях. Повторяем все действия из предыдущего этапа, но уже смотрим на русское слово, вспоминаем английский перевод. Так же прогоняем все карточки, пока не останется одна стопка — выученных.

4. Закрепление

На этом этапе берем секундомер и на время прогоняем всю колоду: сначала в англо-русском порядке, потом в русско-английском. Переворачиваем карточку и, как только глаз распознал написанное,  выкрикиваем (можно «выкрикнуть» про себя, мысленно) ответ. Смотрим время: допустим, прогнали колоду за 34 секунды. Повторяем, стараясь побить рекорд скорости.

Ваша задача — добиться мгновенного узнавания слова, вы должны узнавать его, не задумываясь ни на мгновение. Когда вы видите предмет, например, платье, вы ведь сразу знаете, что это «платье»? Вы ведь не роетесь в мозгу в поисках подходящего слова? Точно так же, увидев на карточке слово  «dress», вы должны, минуя этап перевода, сразу же понимать, что слово на карточке обозначает платье. Этап закрепления нужен, чтобы свести к минимуму промежуток времени между тем, как вы увидите слово и узнаете его.

Вот, собственно, и вся процедура.

Слова будут запоминаться не одинаково качественно — какие-то лучше, какие-то хуже, но благодаря интенсивной проработке в обоих направлениях, да еще и в разном порядке, часть слов не просто зацепится на «крючок» памяти, но и осядет в пассивном словарном запасе. Повторю еще раз: многие ошибочно считают, что достаточно просто заучить слова без всяких повторений — это не так! Если ограничитесь только первым этапом (запоминание), эффективность работы будет намного ниже.

Забавно, что, добавив этап закрепления, я, сам того не зная, последовал научной теории профессора Пола Нейшена. Только недавно я узнал, что секундомер — важный инструмент в изучении языка, а точнее — в достижении автоматизма речевых навыков. Еще в 1980-х годах Нейшен установил, что автоматизм, «беглость» (fluency) навыков (устной речи, письма и в какой-то степени чтения и слушания) лучше всего вырабатывается при соблюдении четырех условий:

  1. Учащийся сосредоточен на смысле текста;
  2. Используется на 100% понятный материал;
  3. Учащийся работает в атмосфере спешки, давления;
  4. Объем упражнений достаточно велик.

Все эти условия соблюдены, когда вы занимаетесь по карточкам: в центре внимания смысл слов, слова все знакомы (вы ознакомились с ними на первом этапе — заучивании), вас подгоняет секундомер, объем материала достаточно большой.

Если учить слова просто с листа, из словаря или учебника, то у вас не будет возможности менять порядок слов, а это сильно снизит эффективность запоминания. Когда заучиваешь слова в определенной последовательности, они невольно привязываются к своим соседям, и вразброс те же слова уже можно и не вспомнить.

Совершенно нет смысла «учить» слова, просто читая вслух или про себя пары английских и русских слов. Информация крепче въедается в память, когда вы припоминаете ее, извлекаете из памяти без подсказок. Чтение списков «слово-перевод» с листа — это не припоминание, а повторное воспроизведение — так вы ничего не запомните. Работая с карточками, вы смотрите на английское слово и выуживаете из памяти русское, смотрите на русское и вспоминаете английское — это и есть припоминание. Просто читать слова, не напрягая память, смысла нет.


 

P.S.: В этой статье рассказано о том, как учить английские слова по карточкам. О том, сколько слов нужно знать, какие есть подходы к пополнению словарного запаса, почему важен контекст и что такое кривая забывания, рассказывается в главе «Как учить слова» моей книги «Как выучить английский язык».

Содержание главы 'Как учить слова' из книги 'Как выучить английский язык'

— Сколько нужно знать слов?

— Словари самых нужных слов

— Что значит «выучить» слово?

— Два подхода к пополнению словарного запаса

— Учим слова трудным способом

— Учим слова легким способом

— Как запоминать слова и не забывать их

— Запоминайте осмысленные слова, а не набор букв

— Контекст – мы знаем слово по его окружению

— Как учить слова по карточкам

— Электронные карточки на примере Quizlet

— Кривая забывания и программа Anki

— Запоминание слов в игровой форме

— 100 слов в день?

— Словарный запас – это не только отдельные слова

— Почему важно знать, как образуются слова

— Значения английских и русских слов редко совпадают на 100%

— Всегда обращайте внимание на произношение

— Экспериментируйте

— Выводы

Вам понравилась статья? Расскажите о ней друзьям!

author


Здравствуйте! Меня зовут Сергей Ним, я автор этого сайта, а также книг, курсов, видеоуроков по английскому языку.

Помимо сайта, у меня есть Телеграм-канал, где я выкладываю задания и полезности по английскому.

Также заглядывайте на мой канал на YouTube, там тоже много интересного!

Подписаться
Уведомить о
4 комментариев
Новые
Старые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии