Английский по скайпу — мой опыт изучения и практики

Английский по скайпу

Видеосвязь уже давно перестала быть диковинкой, и сейчас уже стало в порядке вещей заниматься английским не только на курсах, но и по Skype. У меня большой опыт в изучении английского языка с помощью скайпа. Более того, именно когда я начал практиковать английский по скайпу, мне удалось сдвинуться с мертвой точки, на которой я на тот момент застрял. Причиной послужила, разумеется, не некая магия программы Skype, а разговорная практика, которой мне недоставало. Ну, и с учителем повезло. Позже я уже не занимался с учителем, а просто практиковался в разговорной речи, а также несколько раз проводил уроки сам.

В этой заметке я расскажу об онлайн-изучении английского, о разговорной практике по скайпу и о том, как учитель английского ставил на мне скайп-эксперимент.

Содержание:

Мой первый урок английского по скайпу

Примечание: я пишу «скайп» с маленькой буквы, подразумевая любую программу, аналогичную Skype: с возможностью бесплатных аудио- и видеозвонков через интернет.

Если вы читали мою книгу «Как выучить английский язык», вы знаете, что я начал заниматься английским самостоятельно без помощи компьютера и интернета — ни того, ни другого у меня еще не было. Были только учебники. Вскоре я столкнулся с проблемой, знакомой многим: слова знаю, грамматику знаю, читать и писать могу, но не могу говорить и понимать на слух.

Причина проста: чтобы научиться говорить по-английски и понимать на слух, нужно (кто бы мог подумать) говорить и слушать. Научиться говорить теоретическим путем, не говоря, так же нереально, как научиться плавать, не погружаясь в воду, или кататься на лыжах, ни разу на них не встав.

К тому времени я уже успел накопить на ноутбук и провести какую-никакую интернет связь. Я оставил на международных досках объявлений предложение попереписываться на английском, но меня нашел не иностранец, а учитель из России, по имени Олег, блестяще владевший английским языком.

Он объяснил (говоря только по-английски, но внятно и не очень быстро, чтобы я понимал), что планирует проводить уроки английского по скайпу и хочет на ком-нибудь потренироваться. Не буду ли я против, если он проведет со мной бесплатный урок? Я, конечно, был только за.

Мы проговорили около часа. Олег провел занятие в форме непринужденной беседы, рассказывая о себе и спрашивая обо мне, он всячески «провоцировал» меня на ответы длиннее, чем «да» и «нет», задавал уточняющие вопросы, а в конце рассказал о плюсах и минусах моего английского и дал несколько ценных советов. К примеру, сказал, что у меня все хорошо с грамматикой и достаточно большой словарный запас, мне нужно побольше разговаривать, стараясь выражаться как можно более простыми словами, и тогда речь быстро станет беглой и непринужденной.

Этот урок для меня оказался очень ценен, я понял, что:

  • Не такой уж у меня и плохой разговорный английский, как я думал.
  • Да и со словарем, и грамматикой все ок.
  • Разговорная практика — мощнейший катализатор изучения языка. Это просто вспрыск ракетного топлива. Дает сильный толчок в развитии, да и вообще заниматься становится намного интереснее.
  • Заниматься английским по скайпу для меня не менее интересно, чем вживую.

Два способа заниматься английским языком по скайпу: уроки и разговорная практика

Заниматься английским по скайпу можно по-разному. Это может быть урок в обычном понимании, как в моей истории выше, или просто разговорная практика, когда вы не «занимаетесь английским», а просто с кем-то общаетесь. Первый вариант — это замена, альтернатива обычной языковой школе, занятий с репетитором, а второй — просто практика.

Способ 1: Уроки английского по скайпу с преподавателем

Урок проходит так же, как и занятие с репетитором, но встреча происходит не вживую, а через видеосвязь. У каждого учителя свой подход, особенности, приемы, но в общем и целом уроки с преподавателем можно условно разделить на два вида:

  1. Занятия с упором на теорию.
  2. Занятия с упором на разговорную практику.

Условно, потому что даже на начальном уровне учитель вовлекает учащегося в разные activities, делая занятие в значительной части практическим. А на занятии в разговорном формате иногда сначала быстро устно пробегаются по теории, а затем закрепляют ее на практике.

Занятия с упором на теорию

Так обычно занимаются начинающие, которым нужно разбираться в грамматике, учиться строить простые фразы, изучать элементарную лексику и начать развивать речевые навыки. То есть это примерно уровень Beginner — Elemantary (A1 — A2).

Преподаватель и ученик много обращаются к учебникам, выполняют различные упражнения. Некоторые трудности могут возникать из-за того, что по видеосвязи ученику и учителю не очень удобно работать с учебником, но у опытных преподавателей всегда есть заготовленные пособия в электронном виде, раздаточные материалы и ссылки на необходимые справки. Иначе говоря, для опытного учителя это не проблема. Очень удачно проблема с учебными материалами решена в онлайн-школе SkyEng — там занятия проходят в виртуальном классе.

английский язык по скайпу

Виртуальный класс в школе SkyEng

Подробнее о том, как это выглядит и о моем опыте урока в SkyEng читайте в статье: Обзор SkyEng — онлайн-школы английского языка по скайпу.

Занятия с упором на разговорную практику

Второй формат занятий подходит учащимся, которые, в общем-то, не нуждаются в изучении неправильных глаголов под руководством учителя, но нуждаются в помощи с развитием разговорных навыков, с произношением и общей грамотностью речи. Они уже знают хотя бы азы грамматики, словарный запас достаточен для того, чтобы урок проходил полностью на английском, но говорят с долгими паузами, частыми ошибками, испытывают трудности в построении фраз.

Учитель меньше обращается к учебнику, занятия происходят с активным вовлечением ученика в разговор. Мой первый урок по скайпу, описанный выше, прошел именно в таком формате. Мы ни разу не заглянули в учебник, но польза от всего одного занятия была огромной.

В этом случае лучше заниматься с носителем языка. Активный, разговорный формат уроков — это «конек» популярного во всем мире языкового сайта Italki, предназначенного для поиска преподавателей иностранных языков (не только английского) и партнеров для практики. На Italki учителя делятся на две категории:

  • Профессиональные преподаватели — это дипломированные специалисты с большим опытом офлайн и онлайн преподавания языков. С ними можно заниматься как в разговорном формате, так и в строгом академическом. Последний им знаком хорошо: многие из них являются вузовскими преподавателями.
  • Репетиторы — преподаватели-любители без лингвистического диплома (как правило), которые помогут вам разговориться, укажут на ошибки, помогут подтянуть разговорные навыки.

Italki

Как правило, у «репетиторов» цены ниже. Несмотря на отсутствие профильного диплома, они иногда опытнее и попросту интереснее дипломированных коллег. В отличие от многих онлайн-школ английского языка, на italki можно оплачивать уроки по одному, а не пакетами. Расчет ведется в специальной валюте сайта ITC (italki credits), 100 ITC приравниваются к 10 долларам.

Внимание! Специально для читателей langformula.ru языковой сервис Italki предлагает акцию «Второй урок бесплатно!». Приобретя 100 ITC для оплаты уроков, вы получите еще 100 ITC (то есть 10 USD) в подарок! Подробности читайте в обзоре Italki.

Плюсы и минусы изучения английского по скайпу с преподавателем

Достоинства:

  • Не нужно никуда ходить, ездить. Занятия прямо на дому в удобное время. В условиях большого города это иногда означает экономию нескольких часов в день.
  • Как правило, приемлемые цены при хороших квалификации и опыте учителя.
  • В маленьких городах нередко вообще трудно найти хоть какого-нибудь репетитора, а по скайпу вы можете брать уроки у опытного и квалифицированного преподавателя.
  • Возможность учиться у носителей языка — в оффлайн варианте это проблематично даже в больших городах.
  • Возможность найти учителя «редкого» языка. Если учителя английского найти можно почти везде, то с чуть менее популярными языками, например французским, испанским, японским во многих городах проблемы. Многие онлайн-школы специализируется именно на английском, но учителей (и просто партнеров для общения) по многим языкам можно найти на Italki.

Недостатки:

  • У неопытного преподавателя может возникнуть масса проблем с тем, как показать что-то в учебнике или дать упражнение ученику. Когда я пробовал вести уроки по скайпу, у меня как раз и возникали эти трудности. Более опытные учителя легко справляются с этой трудностью с помощью заранее заготовленных материалов. В школе SkyEng эта проблема решена с помощью удобного виртуального класса.
  • Если у вас очень нестабильная медленная связь, плохой микрофон, глючит компьютер, часть урока уйдет на «вы меня слышите\видите?».
  • Если вы не в ладах с компьютером, никогда не пользовались скайпом и не знаете, к примеру, как отправить файл, как переместить файл из одной папки в другую, как ответить на входящий звонок, что такое «логин» и «пароль», то придется учиться этому на ходу, опять же расходуя время урока. Вместо уроков английского, получатся уроки компьютерной грамотности. Занятия по скайпу подразумевают, что у вас есть хотя бы базовые навыки обращения с компьютером.

Способ 2: Разговорная практика

Если в «Способе 1» преподаватель обучает студента, то практика — это уже никакая не учеба. Это живое использование языка, собственно то, для чего мы его и учим.

Все просто. Заходим в какую-нибудь языковую соцсеть, находим там желающих пообщаться на английском, обмениваемся контактами и болтаем! К примеру, партнеров для практики можно найти в на упомянутом уже Italki. Механизм прост: чем больше говорим на английском, тем лучше получается. Эканье и мычание в паузах постепенно сменится быстротой и легкостью речи, особенно если учеба не ограничивается только разговорной практикой, а подкрепляется чтением, слушанием и, очень желательно, письмом на английском.

Плюсы и минусы бесплатной разговорной практики.

Достоинства:

  • Возможность практиковать английский с носителями языка бесплатно.
  • Очень хорошо развивается разговорный навык, потому что говорите много и увлеченно.
  • И все это не выходя из дома, в любое удобное время.

Недостатки:

  • Это не урок, а беседа. Простой парень из Техаса или Дели вряд ли захочет объяснять вам разницу между Past Simple и Present Perfect, а если захочет, то не всегда сможет. Равно как и вы вряд ли сходу сможете подробно объяснить, чем отличается «ездить» от «ехать» или зачем нужен твердый знак.
  • В языковых соцсетях непросто найти именно носителей английского языка. Они нарасхват. Их разбирают очень быстро, и они просто физически не могут пообщаться со всеми желающими.
  • Попадаются неадекваты, будьте осторожны общаясь с незнакомцами через интернет.

Обязательно ли разговаривать с носителями?

Носители английского в языковых соцсетях нарасхват, на одного англичанина человек 20 (200?) из разных стран. Нейтивов на всех не хватает.

Но если вам нужно улучшить, раскачать именно разговорный навык, то есть научиться говорить fluently, не делая пауз и не подбирая слова, не задумываясь над видовременной формой глагола, не перебирая в уме предлоги, то разницы нет с кем разговаривать, лишь бы у собеседника был достаточно хороший английский. Очень здорово, кстати, практиковаться со своими соотечественниками — проще найти общий язык, темы для разговора. Правда, есть риск перенять ошибки собеседника, например в произношении или построении фраз.

Лично я с кем только по скайпу не разговаривал: со студенткой из Пуэрто-Рико, внезапно полюбившей русский язык, с полиглотом из Венгрии, владевшим пятью языками, с пенсионерами из США, студентами из Бразилии и Бангладеша, но больше всего я разговаривал на английском с русской студенткой Светланой, которая училась в Германии и нуждалась в практике английского. С немецким у нее было все хорошо, но английский забывался из-за неиспользования. Сыграл роль важный фактор: с ней мне было интересно разговаривать. Когда вы говорите на английском с интересом, забывая, что переключились на другой язык, навык растет как на дрожжах (то же касается и чтения, слушания, письма).

С носителями языка вы разовьете не только навык говорения, но и понимания английской речи на слух. Конечно, нейтив нейтиву рознь, кто-то два слова связать не может, но если собеседник грамотно говорит на родном языке, вы лучше станете понимать живую, настоящую английскую речь, со всеми ее лингвистическими и культурными тонкостями. В большинстве случаев разница между речью носителя языка (грамотного) и иностранца очень сильна.

Заключение

С помощью программ для бесплатной голосовой или видеосвязи можно делать то, что и не снилось нашим школьным учителям английского:

  1. Заниматься удаленно с учителем, не выходя из дома. Не нужно идти за обозом в столицу в поисках знаний.
  2. Практиковать устную речь с другими изучающими языки — неважно, как далеко друг от друга вы живете.
  3. Общаться на английском с англичанами, американцами, канадцами и другими носителями английского языка.

Всех этих трех возможностей всего лет 20 назад попросту не существовало. Мы живем в золотую эру изучения языков, когда доступны литература, аудио- и видеоматериалы и даже общение на иностранных языках. Пользуйтесь этим, и успехов вам в изучении языка!


Сергей Ним

Меня зовут Сергей Ним, я автор блога об английском языке langformula.ru и книги "Как выучить английский язык".

Подпишитесь на новости блога, и вы не пропустите его самых интересных материалов, а также получите мой "Словарь 3000" в подарок!


  • Dvora Kurushin

    Сергей, большое спасибо за Вашу работу. Совершенно случайно наткнулась на Вашу книгу в Литрес. Прочла. Подписалась на рассылку. И вот я уже купила курс Метод Тичера. За три недели прошла сто уроков Базового курса. Занимаюсь каждый день по Вашему совету. Поставила себе цель: за год я выучу английский достаточно, чтобы начать читать Джейн Остин в оригинале и посмотреть День независимости и Люди в черном без перевода.
    Также я зарегестрировалась в italky. Словарный запас и грамматика у меня еще совсем слабые. Стоит ли мне уже начинать брать уроки у преподавателя. Именно чтобы ввести в активную речь слова и грамматику, которые я прохожу в Метод Тичера. На уроках я хочу только говорить.

    • Спасибо за ваш отзыв! Приятно знать, что книга помогла вам начать заниматься, да еще и с таким энтузиазмом)
      Я думаю, что посмотреть День независимости и Люди в черном, особенно с субтитрами, будет намного проще, чем читать Джейн Остин. Современный язык все-таки.

      Если хотите начать говорить, вводить в речь слова и грамматику, то да, стоит позаниматься с преподавателем, хотя бы в качестве эксперимента. Это очень интересный опыт, оживляет весь процесс. Будут, конечно, трудности со словами и грамматикой, но зато потом теория при изучении уже не будет казаться сухой)

  • Жанаргуль

    Сергей здравствуйте! Хотелось в первую очередь сказать Вам большое спасибо ха такой хороший сайт! Я узнала много полезного, также Вы всегда советуете, делитесь с другими хорошими сайтами!
    Также я хотела спросить у Вас
    Английский по скайпу вы поделились своим опытом со школой SkyEng а я еще также интересовалась школой Инглекс.И теперь вот думаю какая из них лучше и какую выбрать,
    Я изучаю английский у себя здесь на курсах.Но у меня плохое говорение и восприятие слуха.Я бы хотела по скайпу улучшить свою разговорную речь.Заранее спасибо

    • Здравствуйте, Жанаргуль! Спасибо за ваш отзыв, рад, что находите здесь полезную информацию)
      Подобных школ много, про Инглекс я тоже читал. Для меня большой плюс SkyEng — удобный виртуальный класс. Хоть в конечном итоге все зависит от конкретного преподавателя, с которым вы занимаетесь, техническая сторона тоже важна.
      Я думаю, что проще всего пройти пробные уроки и там, и там, если вы сомневаетесь, и все станет понятно)

      • Жанаргуль

        Большое спасибо
        Ок я так и сделаю